қазақша

Публикация педагога Будажаповой А.К. статьи в Павлодарской областной газете «Ұстаздар газеті»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Особые образовательные потребности (ООП) – понятие, получившее распространение в большинстве стран мирового сообщества, поскольку, соответствуя принципам инклюзивного образования, позволяет сосредоточить внимание школы на создании условий для успешного обучения каждого ученика. В Казахстане к детям с ООП относят тех, кто «испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем и нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования».

Выделяют следующие группы детей с особыми образовательными потребностями:
1 группа. Дети с нарушениями психофизического развития: нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами.
2 группа. Дети со специфическими трудностями в обучении, поведенческими и эмоциональными проблемами. Специфические трудности отмечаются у обучающихся с сохранным интеллектом проявляются в усвоении отдельных учебных навыков: письма, чтения или счета (дисграфия, дислексия, дискалькулия др.). Обучение школьников с ООП осуществляется посредством обычных методов обучения, используемых учителем для всего класса в сочетании со специальными и альтернативными методами. Форма или способ применения обычных методов обучения адаптируются под индивидуальные особенности ученика.
Варианты адаптации учебных заданий и способов их предъявления ученику:
1. Уменьшается количество заданий на отрезок времени.
2. Упрощаются учебные задания.
3. Сокращается текст для чтения, для письма.
4. Предлагаются индивидуальные задания, отличные от заданий, которые выполняют другие ученики.
5. Предоставляются короткие и поэтапные инструкции для выполнения заданий.
6. Больше времени (упражнений) предоставляется для повторения, закрепления изученного.
7. Устные объяснения иллюстрируются жестами, рисунками, картинками, предметами.
8. Чаще меняются виды деятельности ученика на уроке.
9. Уменьшается количество информации, которую надо выучить наизусть.
10. Ученику разрешатся проговаривать вслух в процессе письма.
11. Ученику предлагается предметно-практическая деятельность, раскрывающая суть нового понятия, изучаемого на уроке.
12. Ученику предлагается использовать алгоритмические предписания, образцы выполнения работы, таблицы, справочные материалы.
Можно использовать такие специальные методы, приемы и стратегии обучения как метод «маленьких шагов», опора на предметную деятельность и средства наглядности, «оречевление» предметных и умственных действий, «забегание вперед», непрерывное повторение изученного. Альтернативные (другие возможные) методы рекомендуются в тех случаях, когда обучение обычными и специальными методами не обеспечивает овладение учеником тех или иных учебных навыков: письмом, чтением, счетом или усвоение отдельных учебных предметов. Альтернативные методы обучения обычно применяются в отношении
учащихся со специфическими трудностями обучения, обусловленных нарушением отдельных психических функций (восприятия, памяти, внимания). К альтернативным методам обучения можно отнести: метод глобального чтения, обучение счету посредством методики «Нумикон», системы Монтессори и других инновационных психолого-педагогических технологий, в т.ч. компьютерных. Для детей с нарушением зрения подбираются специальные учебники, рабочие тетради и другие учебные материалы (книги с укрупненным шрифтом; учебные пособия для незрячих, напечатанные шрифтом Брайля; рельефные рисунки, схемы, специальные муляжи. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями наибольшее распространение получили индивидуальные учебно-дидактические материалы, которые специально готовятся учителем с учетом персональных особенностей и возможностей ученика.

БУДАЖАПОВА А.К., учитель начальных классов КГУ «Специальная школа- интернат №7» г. Павлодара.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.