қазақша

Психолог

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Уважаемые родители!

         Мы живём сейчас в непростое время. Мир вокруг нас меняется стремительно и глобально. Особенно уязвимы перед социальными трудностями и противоречиями, конечно, дети и подростки.

На современных детей обрушивается огромный поток информации. Интернет пространство стало неотъемлемой частью их жизни. Помимо пользы, оно несёт явные и скрытые угрозы. Навязываются новые стили поведения и общения, порой опасные для жизни и здоровья. Внушаются новые идеалы и способы самоутверждения.

Подростки, с их несформировавшейся системой ценностей и уязвимой психикой, — «лёгкая добыча» для разного рода манипуляторов.

Часто, и это весьма закономерно для данного возраста,  возникают  проблемы в межличностном общении: с вами, родителями, с друзьями, одноклассниками, педагогами.

Кто первым должен заметить,  что происходит с ребёнком? Понять, что его беспокоит и тревожит, с кем он общается? Кто должен первым прийти  на помощь?

Конечно, самые близкие и родные люди, родители. Ведь если это будете не вы, то ребёнок будет искать поддержки и одобрения на стороне. Кто знает, чем он заполнит пустоту от недостатка тёплых семейных отношений?

Кто подскажет выход из болезненной для него ситуации?

Да, идеальных семей не бывает.  Но нельзя допустить, чтобы семейные трудности, чрезмерная занятость работой или какие-либо  другие сложные ситуации отодвинули на второй план проблему, с которой столкнулся самый дорогой  для вас человек, ваш ребёнок.

Как ни странно, но большая часть попыток суицида  совершена детьми, которые воспитывались в полных, благополучных семьях, где оба родителя очень много  времени посвящают работе, а внимания  на семью и ребёнка, к сожалению, остаётся мало. Никакие подарки, сладости, развлечения не заменят доверительной беседы, совместного досуга, родительской заботы и тепла.

Суицид – протест против невнимания  взрослых и  жестокости мира, в котором ребёнок остался один.  Это крик ребенка о помощи. И если вовремя мы, взрослые, не услышим, не придём на помощь, может случиться непоправимое.

С 2015  по 2020 год в целом по стране уровень  суицида среди несовершеннолетних снизился. Но и это — не причина успокаиваться.  К сожалению, показатели статистики  по суициду среди несовершеннолетних  в Павлодарской области неутешительны.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что более половины  всех случаев совершено несовершеннолетними детьми в результате конфликтных отношений с родителями, чувства одиночества, отверженности, отсутствия внимания со стороны взрослых.

Подросткам, опять же в силу возраста, любые сложные жизненные ситуации  могут казаться безвыходными и неразрешимыми. И даже такие вполне закономерные для детей проблемы, как недовольство своим внешним видом или отношения со сверстниками,  могут чересчур драматизироваться. И если мы, взрослые, не сформируем в детях понимание того, что жизнь – это величайшая  ценность, а все трудности  преодолимы, то страшной «подсказкой» к разрешению всех проблем может стать  добровольный уход из жизни. И в  интернете найдётся, к сожалению, вся информация, как это сделать.

Участились факты, когда дети страдают из-за развода родителей, конфликтных и трудных отношений в семье. Мамы и папы часто  не замечают, как глубоко  переживает ребёнок разлад между родными для него людьми. Подобных фактов  достаточно много.

Бывает, что родители и не предполагали, что с их детьми может произойти такая ситуация. Ведь, кажется, что ребёнок обеспечен всем.  «Чего тебе ещё не хватает?» — часто удивляются взрослые. А ребёнок отдаляется всё больше и больше. Протестует явно или скрыто, уходит в свой, не понятный им мир. Многих из нас, родителей, в этой ситуации заставляет молчать и не говорить о проблеме боязнь огласки, осуждения и непонимания со стороны общества. Но замалчивая болезненную ситуацию, с ней не справиться! Может быть слишком поздно…

Наш  совет вам, уважаемые мамы и папы! Если вы чувствуете, что ваших сил и знаний недостаточно, не пренебрегайте помощью специалистов: психологов, педагогов, врачей. Не опускайте руки, ищите совета, поддержки, действуйте! Будьте внимательны к своим детям и, что особенно важно в переходном для них возрасте,  деликатны  и чутки.

Помните,  самое ценное, что вы можете дать своему ребёнку, — это не модные гаджеты или дорогая одежда, а ваши любовь, внимание и терпение!

Будьте особенно внимательны

  • если у ребёнка появилось нарушение сна;
  • если у него изменился аппетит;
  • если он отказывается от привычных занятий, которые раньше  доставляли ему радость;
  • если ребёнок стал молчаливым и замкнутым, старается побыть один;
  • если у него появились странные статусы в соц.сетях, страшные  картинки и увлечение грустной музыкой (особенно у девочек);
  • если ребёнок отказывается покидать свой дом или, наоборот, отказывается возвращаться домой;
  • если совершает несвойственные его характеру поступки.

  Это должно стать для вас сигналом к действию! Ребёнок нуждается в помощи!



Адаптация первоклассников к школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Адаптация — процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Несмотря на подготовку детей к школе, которая проводилась и родителями, и воспитателями детского сада, обучение в первом классе становится для ребенка очень сложным испытанием. Именно сейчас, как никогда важным становится помощь родителей.

Физиологическая адаптация

Многие родители, признавая необходимость психологической адаптации первоклассника, не понимают, что в первые недели учебы ребенок адаптируется и физиологически. Происходит смена режима дня, к которому организм ребенка должен адаптироваться. Физиологическая адаптация первоклассника к школе занимает от пары месяцев до полугода и разделяется на несколько фаз. Первая фаза, называемая «острой адаптацией» длится 2-3 недели – это самый тяжелый период для ребенка, в котором организм испытывает максимальные нагрузки. Не удивительно, что многие первоклассники болеют в сентябре.
Следующую фазу адаптации называют «неустойчивым приспособлением», в это время организм ребенка вырабатывает оптимальные реакции на нагрузки организма. После чего наступает фаза, называемая «относительно устойчивым приспособлением», когда ребенок с гораздо меньшим напряжением справляется с нагрузками.
Для того, чтобы облегчить школьнику физиологическую адаптацию к школе следует соблюдать несколько правил:
1. Режим дня. Оптимально для детей 7 лет спать около 11 часов в сутки, и нужно не только укладывать его пораньше вечером, чтобы он выспался за ночь, но и дать ему возможность поспать днем. После дневного сна, когда организм ребенка восстановил силы можно заняться домашними заданиями, не следует их откладывать на вечер и делать перед сном. Считается, что у детей два пика мозговой активности с 9 до 12 и с 16 до 18.
2. Физические нагрузки. С началом занятий у первоклассника двигательная активность снижается в два раза. А двигательная активность это здоровье ребенка, это его рост и развитие. Для физиологической адаптации ребенка к школе крайне важно не допускать снижения двигательной активности. Что для этого можно сделать – ежедневная утренняя физзарядка, прогулка днем перед выполнением домашних занятий, вечерняя прогулка перед сном.

Психологическая адаптация

Начало занятий в школе кардинальным образом изменяет жизнь ребенка и от того, насколько быстрой и успешной будет психологическая адаптация первоклассника к новым условиям, зависит, как минимум, насколько успешным будет все дальнейшее обучение.
Адаптацию первоклассника можно считать успешной, если:
• Удовлетворенность ребенка. Первокласснику нравится в школе, он не испытывает страхов, не выказывает нежелания идти на занятия.
• Ребенок легко справляется со школьной программой.
В первые дни школьной жизни очень важно вселить в ребенка уверенность в собственных силах, в способность справиться с трудностями. Родителям надо суметь приободрить ребенка, не сравнивать его с другими детьми, которым возможно обучение дается легче, не упрекать за медлительность.
• Достигнута достаточная самостоятельность, если ребенок обращается за помощью в выполнении заданий к родителям только после того, как попытался справиться сам.
Большой ошибкой родителей является слишком плотная опека ребенка, когда чрезмерно желание помочь вызывает обратный эффект. Следует четко определить круг дел, которые ребенок может сделать сам и которые делает с помощью родителей и постепенно увеличивать первое за счет второго.
• Удовлетворенность взаимоотношениями – как с одноклассниками, так и с учителем.
Именно в этот период ребенок выстраивает взаимоотношения с одноклассниками и учителями. От того насколько быстро и успешно сложатся эти отношения, от того, какую «нишу» займет ребенок в школьной среде во многом будет зависеть успешность его обучения. Родителям в период адаптации следует максимально поощрять общение ребенка с другими детьми.

Когда уместна тревога?

Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку. Психолог поможет нам разобраться в этом вопросе:

Обычно

 

Опасно
       Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.
Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
Радуется, когда не надо делать домашнее задание. Делает уроки только «из-под палки».
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается   постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.
Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.
Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

Влияют ли на адаптацию первоклассника
отношение к нему учителя?

Первая учительница — это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел — ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна), методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.
От учителя зависит и то, какой сосед по парте «достанется» вашему ребенку. Это — немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваше дитя мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает — очень ценное умение. Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью. Стимулируйте помощь детей друг к другу, не поощряйте позицию «моя хата с краю», — кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент.

Как же помочь ребенку быстрее приспособиться к новой жизни? Как не отбить у него желание учиться? Что должны сделать родители?

1. Поддержать стремление малыша стать школьником. Искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе, и объясните их необходимость.
3. Интересуйтесь школьными новостями. Встречая ребенка, не забудьте спросить: «Как успехи в учебе?» Если малыш сам жаждет с ходу поделиться школьными впечатлениями, не откладывайте разговор на потом.
4. Ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Естественно, что у него может что-то не сразу получиться. Все имеют право на ошибку.
5. Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением. Вечером полезны прогулки и игры на свежем воздухе. А в 21 час первокласснику пора спать.
6. Чаще хвалите малыша за его успехи. Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Старайтесь объективно оценивать их возможности. Вместо того, чтобы пенять: «Посмотри, как быстро справилась с заданием Даша, а ты что? Давай быстрее». Лучше скажите: «Сегодня ты выполнил задание быстрее, чем вчера. Молодец!»
7. Научите ребенка отдыхать. Необходимо чередовать физическую и психическую нагрузки с активным отдыхом.

Искусство делать уроки.

1. Первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему.
2. Если что-то не получается, помогите ребенку, но не делайте за него домашнее задание.
3. Всегда начинайте с трудных предметов, пока внимание на высоте. то, что и так знакомо ребенку оставьте напоследок.
4. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, все получится. Давай разберемся вместе» и похвала обязательно.
5. Время приготовления уроков должно включать в себя 10-15 минутные перерывы, физкультминутки.
6. К счастью, период адаптации краткосрочен, и в ваших силах
облегчить ребенку переход в новый статус.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их значимость, необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него не сразу все получается, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Не оставляйте без внимания трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника есть, например, логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите Вашего ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что можно было бы первоклассника похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка, способны заметно повысить интеллектуальные достижения младшего школьника.
Если Вас будет что-то беспокоить в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю, школьному психологу, социальному педагогу.
С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире.

ЖЕЛАЮ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ УСПЕХОВ!
С уважением, психолог школы



Адаптация пятиклассников в школе

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся — так как детям в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних, и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов, привыкание к новым «пространствам» учреждения).
Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. И эта резкая перемена вызывает стресс. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов и родителей.
Как преодолеть трудности периода адаптации.
Прежде всего педагогам необходимо учитывать динамику адаптационного периода. Условно его можно поделить на три этапа.
Первый – время эйфории. Ребята встречаются после долгой разлуки, у них много впечатлений, которыми они хотят поделиться. Все испытывают прилив новых сил.
Для этого этапа характерен высокий уровень психологического комфорта. И даже если у кого-то что-то не задается, на летнем ресурсе многие шероховатости сглаживаются. В это время большинство учащихся легко воспринимают новые задачи и требования, предъявляемые школой.
Период эйфории длится первые две недели сентября. А следующие 2-3 недели позитивный настрой обычно снижается. И довольно резко. На школу накатывает рутина повседневности, летний запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки.
Второй этап растягивается тоже на две-три недели. А дальше наступает период стабильности: утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель-предметник уже представляет, какой у него класс. В период адаптации не нужно требовать по максимуму, но и не позволять совершенно расслабиться.
Обычно адаптационный период длится 2-3 месяца. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях. При этом необходимо понимать, что все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года.
Очевидно, что успех адаптации зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность. Таким ученикам нужно прежде всего помочь ощутить уверенность в своих силах, осознать, что их успех не случаен.
Другая ситуация, когда ребенку все дается легко. Перейдя на новую ступень обучения, такие дети нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим.
Середнячкам новый учебный год дает возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования, совершить прорыв и тем самым поменять статус в классе…
Для слабых учеников адаптационный период может пройти под знаком «Я начинаю новую жизнь». Это шанс перевернуть страницу и показать себя с лучшей стороны. Задача педагога: подвести ребят к видению этой перспективы. Конечно, делать все это нужно не прямо, а исподволь, в тактичной форме.
Помимо индивидуальных различий следует принимать в расчет возрастные особенности, а также специфику различных этапов школьной жизни. Есть классы, которые традиционно считаются группами риска. Скажем, первый класс. Понятно, почему: для первоклассников все внове. Примерно по той же причине к группе риска относят пятый и десятый классы.
Оптимизация адаптационного периода – задача не отдельных педагогов, а всей школы. Для успеха необходимы скоординированность и согласованность действий различных школьных служб. Если с этим затянуть, у детей вырабатываются механизмы приспособления к хаосу.



Заметки школьного психолога

1.  Положительная сторона учёбы в школе – ты начинаешь видеть свои сильные и слабые стороны.

2.  Тот, кто при написании контрольной, сдачи экзаменов, рассчитывает на случай, шпаргалки или просто зазубривает материал, никогда не научится думать

3.  Твоя успеваемость в большей мере зависит не от посторонних причин, а от самого себя, от твоего желания учиться, и добросовестного отношения к занятиям.

4.  Не обескураживайся, когда тебе указывают на твои недостатки, отнесись к этому спокойно и постарайся извлечь для себя урок

5.  Не маловажно следить за своим внешним видом, однако не стоит  это делать главным в жизни.

6.  Не стоит расстраиваться, если ты не выглядишь как фотомодель или супермен, у тебя есть прекрасные качества и достоинства, которыми можно привлечь к себе внимание.

7.  Думай хорошо, и тогда твои мысли созреют в добрые поступки.

8.  Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям

9.  Никто не знает придела своим возможностям. Не расстраивайся, если тебя по достоинству не оценили в настоящем. Преимущество мудрости в том, что ей принадлежит будущее.

10.      Не «разбрасывай» время. Это самое ценное, что у тебя есть!

11.      Самая дурная привычка у человека – оценивать, после того как потерял.

12.      Общение с теми, у кого за плечами богатый жизненный опыт, предохранит тебя от однобокого взгляда на жизнь.

13.      Не живи, как хочется, а живи, как надо. Люди должны жить по законам добра и гуманности.



Принципы для родителей

Ваши дети — это не Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они пришли посредством Вас, но не от Вас.
И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь,
но не Ваши мысли.
Вы можете дать кров их телам,
но не их душам,
Потому что их души живут в завтрашнем доме,
Который Вы не можете посетить
даже в Ваших мечтах.
Вы можете стремиться быть такими, как они,
Но не стремитесь сделать их такими, как Вы,
Потому что жизнь не движется назад
И не задерживается во вчерашнем дне.
К. Джибран «Предсказание»

Принципы успешного воспитания ребенка:

· Люби своего ребенка!
То есть радуйся его присутствию, принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй и не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию и не отказывай ему в твоем доверии — дай ему повод любить тебя. Для ребенка главными признаками того, что его любят, является «особое время вместе с мамой и папой», интерес родителей к его деятельности, их поощряющие улыбки и слова о том, что «они его любят», тактильный (прикосновение, объятия) и зрительный контакт (глаза — глаза) со взрослым.
· Будь добрым примером для своего ребенка!
Прививай ему уважение к культуре своего народа, традиционным ценностям. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживают тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями, где готовы мириться с недостатками другого человека и помогать в их исправлении.  Ребенок должен жить в такой семье, где придерживаются идеалов любви, веры и надежды, ответственности за свое поведение, тогда у него будет формироваться чувство гордости за свою семью и стремление быть похожим на родителей.
· Играй со своим ребенком!
То есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится. Принимай его игры всерьез, войди через них в картину Его мира и взгляни на других и себя Его глазами. Используй принцип сотворчества взрослого и ребенка, применяя приемы прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения ребенка, предвосхищение и проигрывание в игре реальных событий, их моделирование. Действия в игровом образе помогут ребенку быстрее определиться и обрести себя в сложном мире человеческих взаимоотношений.
· Трудись со своим ребенком!
Разреши своему ребенку принять участие в твоей работе (в доме, в саду или огороде). Помоги ему усвоить алгоритм трудового действия. Используй принцип оценки того, что сделано Успешно ребенком, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать.
Создавай ситуации возможности выбора цели: «Как ты хочешь и почему? Ты можешь …» Когда ребенок подрастет, Приучай его участвовать во всех работах по хозяйству дома и в группе детского сада, научи его нести ответственность за невыполнение своих обязанностей.
· Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!
Ребенок признает только такой опыт, который он пережил лично. Твоя собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском. Используй метод эмоционального предвосхищения последствий ситуации, его проигрывания в игре. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко «выпадает» из жизни своих сверстников и становится объектом их насмешек или жалости.
· Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!
Родители должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности. Создавай ситуации борьбы мотивов: «Как ты хочешь поступить? А почему ты так хочешь? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил другой мальчик (девочка)? А как бы поступила я? А почему бы я так поступила?» Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные нормы поведения в семье, в коллективе и вообще в обществе. Поэтому родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли
ущерба ни ему самому, ни другим. При этом следует помнить, что методы наказания воспитывают хуже, чем методы поощрения и стимулирования, однако, в случае необходимости, следует воспитывать уважение к правилам посредством и наказания, но без злости и раздражения взрослого.
· Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом!
Ребенку требуется длительное время, пока он научится ориентироваться в этом столь сложном мире. Помогай ему, как можешь, и требуй от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего развития. Используй метод логических последствий, помогая Ребенку соотнести причину и следствие своих поступков и жизненных обстоятельств.
· Предоставляй ребенку возможность таких переживаний,
которые будут иметь ценность воспоминаний!
Ребенок «питается», так же как и взрослый, переживаниями, которые дают ему возможность ознакомиться с жизнью других людей и с окружающим миром. В первую очередь, на перевод переживаний в ранг ценных воспоминаний оказывают совместные семейные традиции.